Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития российского общества важное место отводится образованию как общечеловеческой ценности и как одному из главных национальных проектов. Образование как социокультурный феномен отражает состояние и перспективы развития государства и общества в целом и в то же время влияет на них. Российская система образования по своим историческим и экономическим показателям не может быть обособлена от мировой системы образования. В силу этого начало XXI века ознаменовано её стремительной интеграцией в континентальное и планетарное образовательное пространство на правовых основах, идеях и принципах, принятых европейским и мировым научно-образовательным сообществом в качестве приоритетных. В системе образования России решаются проблемы, аналогичные тем, что стоят перед национальными образовательными системами других стран. К их числу относятся: модернизация существующей в государстве системы образования с целью придания ей большей гибкости и мобильности, гармоничного сочетания унифицированных мировых показателей и национальной самобытности; выработка критериев и процедуры экспертизы динамики развития данной системы, выработка эффективных современных механизмов её государственной поддержки; совершенствование законодательства в сфере образования и т.д.
Из множества проблем, связанных с образованием, в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с осмыслением сущности национальной образовательной системы, её становления и приоритетных направлений развития, выявления и обоснования условий, способствующих эффективности данных процессов.
В связи с этим данная работа является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности системы государственного и муниципального управления в сферой образования Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие «сфера образования»;
– раскрыть систему управления образованием на муниципальном уровне;
– проанализировать Программы образования Самарской области;
– выявить новые направления в сфере образования Самарской области;
– внести мероприятия направленные на развитие образования Самарской области.
Объект исследования: система образования на муниципальном уровне.
Предмет исследования: перспективы развития образования на муниципальном уровне.
Методологической основой исследования выступает система знаний о системах (открытых и закрытых), закономерностях и принципах развития систем образования, их национальных и наднациональных характеристиках.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов: теоретического анализа (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, системный, моделирования, проектирования) и эмпирических методов (наблюдение, изучение и обобщение опыта государственных органов управления разного уровня).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы особенностей системы государственного и муниципального управления в сфере образования
1.1. Государственное управление сферой образования
Совокупность учреждений, предоставляющих воспитательные, образовательные у слуги и услуги по профессиональной подготовке всех категорий населения и повышению профессиональной квалификации специалистов, образует систему образования государства. Система образования Российской Федерации развивается на основе системы, доставшейся от образовательной системы Советского Союза. В ходе государственных преобразований изменились и некоторые черты системы образования России. Правовой базой данного процесса служит Федеральный закон, принятый в 2012 году, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Согласно данного закона в систему образования входят организации, которые осуществляют образовательную деятельность педагогических работников, учащихся и их родителей, федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного управления, которые призваны осуществлять управление в сфере образования, консультативные и совещательные органы данной сферы.
В основе организации государственного управления образованиям лежат такие принципы как: принцип законности, подразумевающий регулирование сферы образовании в соответствии с принятыми нормативными актами; принцип демократии, подразумевающий привлечение к процессу принятие управленческих решений всех заинтересованных сторон; принцип автономии образовательных организаций, подразумевающий имущественную, финансовую и управленческую обособленность учреждений образования; принцип информационной открытости образовательной системы, подразумевающий предоставление необходимых сведений о деятельности образовательных учреждений заинтересованным лицам; принцип учета общественного мнения, подразумевающий принятие во внимание общественных интересов при организации и осуществлении образовательной деятельности; принцип государственно-общественного характера образовательной деятельности.
Государственное управление образованием призвано: во-первых, формировать систему органов государственного, регионального и муниципального управления исполнительного характера, призванных осуществлять управление образованием и взаимодействовать по этому поводу друг с другом; во-вторых, осуществлять стратегическое планирование перспектив развития образовательной системы; в-третьих, принимать и реализовывать государственные и региональные программы, призванные развивать образовательную систему; в-четвертых, проводить мониторинг системы образования; в-пятых, обеспечить деятельность органов государственного управления образованием информационными и методическими материалами; в-шестых, осуществлять государственную регламентацию деятельности в сфере образования; в-седьмых, выполнять независимую оценку качества образовательных услуг; в-восьмых, проводить аккредитацию; в-девятых, подготавливать и повышать квалификацию государственных служащих, осуществляющих государственное управление образовательной сферой .
В состав органов, осуществляющих государственное управление образовательной сферой, входят органы государственного и регионального управления. Реализация полномочий государственного управления образованием осуществляется исполнительным государственным органом, осуществляющим выработку государственной политики в сфере образования, ее нормативно-правовое регулирование и контрольно-надзорную деятельность.
1.2. Образование как объект муниципального управления
Важнейшей характеристикой муниципального образования, выступающей средством оценки его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, является уровень образованности его населения. Деятельность по повышению этого уровня требует значительных финансовых и временных затрат, в связи с чем расходы местных бюджетов на образовательные нужды имеют высокий удельный вес в общей сумме расходов.
В основе осуществления муниципального управления в сфере образования лежат следующие принципы: гуманность; приоритетность общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни людей; отсутствие ограничений на развитие личности; общедоступность; адаптивность образовательной деятельности к обучающимся; светскость; свобода и плюрализм.
Практически любая сфера жизнедеятельности в России периодически становится объектом пристального внимания властей с целью ее преобразования и совершенствования. Не стала исключением и сфера образования. В настоящее время идут активные реформы системы образования, часть из которых еще находится на стадии обсуждения, часть – реализуется .
На сегодняшний день в качестве мер совершенствования образования предусматриваются: во-первых, осуществление перехода на двенадцатилетнее обучение в школе; во-вторых, дифференциация форм получения образования путем создания гимназий, лицеев, профильных классов, колледжей, университетов и прочего; в-третьих, совершенствование механизма унифицированного выпускного экзамена, позволяющего всем желающим поступить в любое высшее учебное заведения только в зависимости от набранных баллов; в-четвертых, развитие системы платного образования на всех уровнях, начиная от дошкольного обучения и заканчивая высшими учебными заведениями; в-пятых, отсутствие стабильности в развитии системы образования.
Современная система образования обладает рядом недостатков, к числу которых следует отнести: снижение его доступности за счет введения платного образования, недоступного многим социальным группам; снижение качества бесплатного образования; ликвидация многих учебных заведения; рост уровня коммерциализации; разрушение принципа единообразности учебных заведений; усиление неравенства граждан при получении образования; низкий уровень эффективности управления образовательными учреждениями.
Процесс реформирования образовательной сферы неизбежно ведет к разрушению прежних форм и методов управления и выработке новых, что становится причиной определенных несостыковок и поспешных решений. Результатом реформы также являются возникающие бюрократические проблемы, обусловленные нехваткой четких требований к управленческому персоналу, неопределенностью самого содержания нового управленческого процесса, нехваткой квалифицированных кадров, понимающих суть реализации реформы и так далее .
Правовую основу муниципального управления сферой образования составляет комплекс нормативной документации, который включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, образования, программ его развития, гарантий в сфере образования для определенных групп населения (сироты, дети из многодетных семей и прочие), региональные и муниципальные нормативные акты.
Муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основе типовых положений, регулирующих вопросы образования, утвержденных Правительством Российской Федерации, и принятых уставов. В качестве учредителей образовательных учреждений муниципальной формы собственности выступают муниципальные органы власти. Они же осуществляют предоставление образовательным учреждениям необходимое имущество и земельные участки.
При этом собственник муниципального имущества оставляет за собой право на отчуждение имущества, закрепленного за учреждениями образования. Реализация государственной политики в сфере образования ставит перед органами муниципального управления задачи по освоению переданных им полномочий в отношении планирования, организации, регулирования структуры, полномочий и деятельности муниципальных органов управления системой образования, назначения и увольнения руководителей муниципальных органов управления системой образования.
Территории многих крупных муниципальных образований характеризуются наличием значительного количества разнообразных учебных заведения, различающихся по профилю деятельности и формам собственности. Деятельность органов местного самоуправления в сфере образования не ограничивается только муниципальными учебными заведениями, они
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 18 декабря.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2016. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15.
3. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
4. Бадина, В.В. Система образования региона как объект управления / В.В. Бадина, М.В. Гаврилова, М.В. Гаврилова // В сборнике. Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика. – Чебоксары, 2017. - С. 36–41.
5. Балыкин, Г.А. Тенденции развития управления системой регионального образования / Г.А. Балыкин, Ю.В. Федотова. - СПб.: Питер, 2016. - 224 с.
6. Беляев, А. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов / А. Беляев, Л. Воробьева, О. Воробьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016 - № 9. – С. 15-17.
7. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Д. Куклин // Народное образование. – М.: ИЭ РАН, 2017. – 122 с.
8. Воробьева, Е.А. Развитие региональных образовательных систем как фактор инвестиционной привлекательности территорий / Е.А. Воробьева // Экономика и управление. - 2018. - № 7 (81). - С. 146-151.
9. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
10. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 33. – С. 10-12.
11. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2017. – №1. – С. 35 – 41.
12. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
13. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12.
14. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20.
15. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2017. – 136 с.
16. Дубовикова, Е.Ю. Место и роль системы образования в хозяйственном развитии региона / Е.Ю. Дубовикова // В сборнике: народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250–летию вольного экономического общества России) материалы Международной научно–практической конференции. - 2017. - С. 64-68.
17. Зернова, И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 1. – С. 13-16.
18. Канашина, Г.А. Федеральные государственные образовательные стандарты как вектор обновления перехода на новые образовательные стандарты / Г.А. Канашина, Т.В. Деревянных // Сборник научно – методических статей. - Йошкар–Ола, 2017. – №1. – С. 13 – 20.
19. Кураков, А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой образования / А.Л. Кураков // Вестник Чувашского Университета. – Чебоксары, 2018. – №1. – С. 93 – 96.
20. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2017. – 352 с.
21. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2018. – 608 с.
22. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
23. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – 144 с.
24. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2017. – 83 с.
25. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (17). – С. 11–14.
26. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2017. – 448 с.
27. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2017. – 187 с.
28. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2017. – 256 с.
29. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2018. – 261 с.
30. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2017. – 168 с.
31. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.
32. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
33. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.
34. Официальный сайт Министерства образования и науки Самарской области. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.educat.samregion.ru.